Марк Болан (Фелд)
Английский певец, автор песен и гитарист, лидер группы T. Rex. До продолжительной творческой деятельности с T. Rex (с 1967 года) записывал сольные синглы и сотрудничал с группой John's Children. Погиб в автокатастрофе в 1977 году.
Болан вырос в простой еврейской семье в Лондонском районе Хакни. В детстве увлекался ранним рок-н-роллом, в возрасте 9 лет получил первую гитару, и вскоре собрал скиффл-группу. Уже тогда Марк был бунтарём, в возрасте 14 лет был исключён из школы. Среди исполнителей, повлиявших на Болана: Чак Берри, Боб Дилан (псевдоним Болан получился сокращением — от Бо<б Ди>лан)[1], Клифф Ричард и Элвис Пресли. Позже к ним добавились Rolling Stones, Led Zeppelin, Pink Floyd барретовского периода, Джими Хендрикс, The Beatles и Beach Boys.
В течение короткого времени работал моделью, в 1967 году присоединился к группе John's Children. Болан утверждал, что после их распада провёл некоторое время в Париже с магом, умевшим летать по воздуху, от которого получил секретные знания. Тогда он стал писать нео-романтические песни, вошедшие в первые альбомы T. Rex.
Болан зарабатывал на жизнь как уличный музыкант, исполняя свои песни на улицах Лондона. Tyrannosaurus Rex, его дуэт с перкуссионистом Стивом Перегрином Туком (Steve Peregrin Took), выпустил в общей сложности три альбома и пять синглов, которые не имели коммерческого успеха. По словам менеджера Алекса Нэпьер-Белла, в течение года на английском радио был лишь один ведущий, транслировавший музыку дуэта: Джон Пил.[1] Вскоре партнёром Болана по Tyrannosaurus Rex стал Микки Финн, с которым был записан один альбом, после чего название сократилось до T. Rex, а акустическая гитара была заменена на электрическую.
Болан женился на Джун Чайлд (June Child) и стал писать песни дома, в надежде создать первый большой хит. Это ему удалось в 1970 году с песней Ride A White Swan и продюсером Тони Висконти. Сингл медленно поднимался в британском хит-параде, достигнув второго места в начале 1971 года. Так начался период расцвета стиля глэм-рок, принёсший славу самым ярким его исполнителям — Марку Болану с T. Rex и его другу Дэвиду Боуи. Начиная с 1971 года состав T. Rex расширялся, их синглы становились хитами, поднимаясь на первые строчки хит-парадов. В 1972 году Болан появился в музыкально-документальном фильме о T. Rex «Born to Boogie», снятым Ринго Старром. Кроме концерта T. Rex в фильме присутствуют кадры, снятые в особняке Джона Леннона и музыкальный номер с T. Rex, дополненными Ринго Старром на вторых ударных и Элтоном Джоном на пианино.
Начиная с 1973 года успех Болана и T.Rex пошёл на убыль, группу покинули некоторые участники, и тогда же распался первый брак Болана. У него начался роман с певицей Глорией Джонс, которая родила ему сына в 1975 году. Болан скрылся от общественности на целых три года, однако продолжал выпускать синглы и альбомы. В середине 1970-х ухудшилось здоровье певца; он набрал вес и пристратился к кокаину.
В 1975—1977 годах Болан снова похудел, стал давать концерты и появляться на телевидении где, в частности, вёл музыкальное телешоу «Marc», в последнем выпуске которого спел дуэтом с Дэвидом Боуи.
16 сентября 1977 года Марк Болан погиб, возвращаясь с Глорией Джонс домой из бара-ресторана — машина, которую вела Глория, врезалась в дерево. Сам Болан никогда не учился водить автомобиль, опасаясь погибнуть как Джеймс Дин. В 2002 году, в 25 годовщину смерти, на месте гибели Болана был торжественно установлен его бронзовый бюст.
Замечательный человек, невероятные песни, переполненные его собственными фантазиями. О Марке ничего плохого сказать нельзя. Маленький обаятельный модник быстро пришёл и быстро ушел, не дотянув до 80-х каких-то трех лет.
"Слушай, - говорит мне как-то Марк, - я делаю фильм стоимостью три миллиона долларов. В главной роли будет Джек Николсон, я буду продюсером, и играть буду тоже, а ты - ты сыграешь вторую главную роль.
- Да? И о чем же фильм?
- Я только что закончил сценарий.
- И о чем сценарий?
Он встает и начинает ходить по моей комнате взад-вперед, иногда останавливаясь и прислоняясь к стене. Потом он начинает.
- Два парня. Одному вдруг выпадает удача за игорным столом. Другой...
Он был необычайно изобретателен. Он придумывал сценарии на ходу, если тебе не нравился один, он выдавал следующий. Единственным человеком, который не знал, что он разыгрывает нас, был сам Марк. Даже если ему говорили об этом, он все равно не верил. Но я любил его за это. Это было патологией, это нельзя назвать ложью. Он не лгал, он жил в собственном нереальном мире. У него было потрясающее воображение, чрезмерно активное, и иногда, выпив пару бокалов, он терял связь с реальностью. Его воображение брало верх, и начиналось как бы раздвоение личности. Если он начинал выдавать мне свои фантазии, я говорил: "Да оставь ты эту ерунду, расскажи кому-нибудь другому, я-то тебя знаю." Я, конечно, просто поддразнивал его по-дружески, он позволял такие вещи тем, кого любил. Друзья говорили ему "Марк, притормози, расскажи лучше, как все было на самом деле". Он относился к этому спокойно. Иногда, когда его ''ловили с поличным", он мог обидеться на пару минут. Как мальчишка, которого застали с сигаретой в школьном туалете. Он не возражал... Просто иногда обижался.
Я скажу вам, каким он был; помимо того, что он был прирожденным фантазером, он был необычайно щедрым, до такой степени, что иногда становилось неудобно. У меня столько его личных вещей, которые он подарил мне. Он отдавал мне книги, пластинки, которые было просто невозможно возместить. Но он надписывал их своими неразборчивыми иероглифами и заставлял меня забрать их.
Он абсолютно не придавал значения материальным благам, и, хотя он дорожил некоторыми вещами, он всегда раздавал их в знак своей привязанности. Как-то раз я выразил восхищение прекрасным собранием сочинений Шекспира в кожаном переплете, которое стояло у Марка на полке. На следующей неделе он принес мне его в подарок, сделав надпись на титульном листе: "От современного барда бунтарю-кокни, которого я люблю, Марк".''Он был помешан на музыке, он был влюблен в музыку, в современный рок. Рок-н-ролл был всей его жизнью. Когда он появился в моей жизни, он полностью изменил мое отношение к американской черной музыке. Он без конца говорил о том, как классно эти ребята играют и какие потрясающие у них продюсеры. Марк сам был олицетворением рок-н-ролла. Он был настоящей звездой, и ни на минуту не выходил из этого образа. У него были манеры Элвиса, движения Элвиса и, как сам Элвис, он знал, что он звезда... Было бы отступничеством сказать Марку Болану: "Послушай, никакая ты не звезда, ты просто обычный парень, который пишет песни и выпускает пластинки". Это было бы святотатством!"
"Он был поэтом. В "Dandy In The Underworld" были просто поразительные строки, очень странные. Это не Т. С. Элиот, но это очень необычный Марк Болан, пик его фантазии. Там были такие удивительные строки - ''Prince of Darkness...''
------------------
Выпуская в 1978 году свой сольный альбом "Hobo With A Grin", Стив Харли использовал именно тот вариант песни "Amerika The Brave", где Марк играл на гитаре - не для рекламы, безо всякой шумихи, просто чтобы показать, что он помнит.
"Я постоянен, я ничего не забываю. Я до сих пор часто сажусь и смотрю на то кресло в моей гостиной, где он любил сидеть, поджав под себя ноги...''